Обсуждая в своём прошлом материале перспективы разрешения конфликта между Украиной и Венгрией, автор выдвинул предположение о наличии «существенной разницы» в подходах к этому вопросу двух ключевых фигур — вице-премьера по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Дмитрия Кулебы и главы МИД Вадима Пристайко. Первый-де озвучивает необходимость взаимных уступок, второй готов «иногда советоваться», но не более.
Пространное интервью г-на Кулебы для «Европейской правды» позволяет отвергнуть это предположение как не соответсвующее действительности. Как и глава МИД, вице-премьер по вопросам европейской и евроатлантической интеграции разделяет подходы, ставшие каноном украинской дипломатии в годы президентства Петра Порошенко.
– Венгрия продолжает заявлять, что будет блокировать дальнейшее сближение Украины с Альянсом. Насколько критично воздействие венгерского вето на наше сотрудничество с НАТО? И есть ли понимание, как из этого выходить?
– Критично, плохо, противно, грустно – безусловно, это так. Но такова реальность политики, и когда мне рассказывают, что надо на ПДЧ подаваться, то я говорю: «Может, для начала разрулим с венграми, чтоб хотя бы Комиссию Украина-НАТО возобновить?».
Между тем общий подход президента Зеленского – решать проблемы, а не создавать новые. Уже есть очень положительная динамика в отношениях с Польшей, и готовность к диалогу, к переговорам с венграми. Но однозначно, что Венгрия тоже должна пойти на уступки, и мы должны достичь определенной договоренности, чтобы фундаментальные интересы и Украины, и Венгрии были учтены.
– Ну, у нас есть «красные линии»? Сохранится ли статья 7 Закона об образовании в нынешней редакции?
– «Красные линии» есть всегда, но я бы здесь смотрел шире Закона об образовании.
Ключевая «красная линия» в том, что украинцы венгерского происхождения являются гражданами Украины.
И мы всегда будем воспринимать их так, со всеми правами и обязанностями, которые из этого следуют.
Безусловно, Венгрия имеет полное право поддерживать своих этнических соотечественников, но эти люди – граждане Украины, и они должны быть, должны оставаться ими.
– Что вы вкладываете в это? Вы ждете, что они должны свободно владеть украинским?
– Мы не можем заставлять или обязывать людей учить украинский, хотя если они граждане Украины, то, безусловно, должны иметь возможность коммуницировать на государственном языке.
Есть также много других нюансов, связанных и с двойным гражданством, и со службой в ВСУ. Но моя принципиальная позиция очень проста – с венграми надо договариваться. Этот конфликт надо разрулить.
– Это реально в краткосрочной перспективе?
– Сложно, но реально.
– Какова позиция правительства в вопросе двойного гражданства?
– Я не могу говорить от имени всего правительства, но моя личная позиция заключается в том, что двойное гражданство объективно назрело и отвечает интересам Украины, за исключением признания двойного гражданства с РФ.
– Кстати, это не только вопрос НАТО. В новой Еврокомиссии есть еврокомиссар от Венгрии, которому планируют поручить отношения с Украиной.
– Что ж, будем разговаривать. А что мы можем? Это же не то, что мы способны изменить. Но я подчеркиваю, что венгерский комиссар – не только венгр, но одновременно и комиссар ЕС, и это должно сбалансировать его позицию.
– Чего будет больше – венгра или комиссара?
– Это уже покажут конкретные отношения с ним.
Но есть и второй момент – мы уважаем право ЕС назначать на должности тех, кого ЕС считает нужным. Однако процедура утверждения не закончилась, и компетенции комиссаров еще не определены.
Данный текст подготовлен в рамках проекта «Похищение Восточной Европы», посвящённого анализу процессов в регионе ЦВЕ с помощью инструментов конфликт-менеджмента.
©Роман Химич, 2019. Все права принадлежат Роману Химичу (Roman.Khimich@Gmail.com). Коммерческое использование без разрешения автора запрещено. При использовании ссылка обязательна