При содействии Юрия Романенко увидело свет интервью, которое содержит краткий обзор проблемы реституции собственности, находящейся ныне в распоряжении резидентов Украины. Это первый, насколько можно судить, материал такого рода за много лет.
Ссылки на упоминаемые в интервью документы и статьи:
Justice for Uncompensated Survivors Today (JUST) Act of 2017
Датированная апрелем 2019-го статья посла США в Польше о том, что не надо раскачивать и нагнетать.
Письмо 89-ти американских сенаторов в августе того же года, адресованное госсекретарю, одновременно и раскачивающее, и нагнетающее. Обращает внимание вот это заведомо ложное утверждение: «Poland is the only affected nation that doesn’t have legislation dealing with confiscated restitution»
Обзор вопроса, датированный 2016-м годом. В нём, среди прочего, приводится ссылка на заявление мэра Львова:
«Возвращаясь к реституции, могу сделать прогноз — это будет вопросом второй половины XXI века. Но вряд ли это будет так страшно и болезненно, как рассказывают. Если во Львове жила семья, у которой всё наглым образом отобрали и у которой есть документы на это имущество, надо его возвращать. В любом случае надо находить компромиссы».
Из интересного: «Poland did establish a compensation procedure for certain property expropriated during World War II, which was no longer located within its borders. After the outbreak of World War II, approximately one-third of what was pre-war Poland –roughly, territory east of the Bug River – became part of Ukraine, Lithuania and Belarus. In recent years, the European Court of Human Rights directed Poland to compensate owners who had been forced to abandon their property in this region. See Case of Broniowski v. Poland, application no. 31443/96, 22 June 2004. In response, Poland eventually enacted the “Eastern Territories (or Bug River) Law,” which became effective October 2006. The law established a claims process providing severely limited compensation –20% of a property’s current market value, to be paid in four installments,over a number of years,starting in 2009 – for the loss of private immovable property located in what had constituted, before World War II, eastern Poland.
Краткий обзор вопроса в рамках исследования межгосударственных конфликтов в регионе Центральной и Восточной Европы.
В целом внутри проблемы реституции собственности для Украины целесообразно выделять, как минимум, четыре отдельных взаимосвязанных аспекта:
• Реституция собственности, экспроприированной в первые годы советской власти, до ВМВ на территориях тогдашней УССР, т.е. без Западной Украины;
• Реституция собственности, экспроприированной на территориях, оккупированных СССР в ходе событий ВМВ;
• Реституция собственности жертв нацизма;
• Реституция церковной собственности (религиозных объединений).
Трансформация Украины в правовое, рыночное, социально-ответственное государство, разделяющее ценности и взгляды современной Европы, предполагает урегулирование имущественных вопросов, возникших в результате противоправных действий политических режимов и подчинённых им государств.
Восстановление прав собственности на имущество, конфискованное и национализированное советским режимом, является логичным, закономерным и неизбежным следствием процесса декоммунизации (точнее, десоветизации) Украины. В случае с жертвами нацизма движущей силой являются США, с одной стороны, и общеевропейская (пока ещё) политика памятования Холокоста, с другой.
Данный текст подготовлен в рамках проекта «Похищение Восточной Европы», посвящённого анализу процессов в регионе ЦВЕ с помощью инструментов конфликт-менеджмента.
©Роман Химич, 2019. Все права принадлежат Роману Химичу (Roman.Khimich@Gmail.com). Коммерческое использование без разрешения автора запрещено. При использовании ссылка обязательна