Кто стоит за провокацией в Берегово?

Жесточайший прессинг со стороны Венгрии наглядно демонстрирует деструктивный потенциал противоречий, накопившихся в отношениях между Украиной и её западными соседями. Последняя по времени провокация вывела конфликт между нашими странами на новый уровень. Более-менее комфортных выходов из ситуации больше нет.

Конфликт с Венгрией продолжает генерировать наибольшее напряжение в отношениях Украины с её западными соседями. Конечно, на фоне полномасштабного конфликта с Россией свара с Будапештом выглядит относительно небольшой неприятностью. Однако если абстрагироваться от событий на востоке нашей страны, политика Венгрии выглядит беспрецедентно агрессивной.

Стоит сразу пояснить, что слово «агрессивный» в данном контексте не является моральной оценкой. Это сугубо технический термин, который характеризует используемый инструментарий и энергию, с которой венгры его применяют. Речь идёт, во-первых, об использовании инструментов принуждения и, во-вторых, использовании их масштабно, планомерно, целенаправленно и, как результат, весьма эффективно. Избранная венграми стратегия управляемого конфликта до сих пор не встретила эффективное противодействие Киева.

Предыстория конфликта

Напомним содержание предыдущих серий. Начало конфликту было положено 5 сентября 2017 года, когда Верховная Рада приняла законопроект о реформе системы образования. Среди прочего он предусматривал существенные ограничения на использование языков национальных меньшинств. Реакция Венгрии была молниеносной и предельно жёсткой — Будапешт потребовал отменить эти нормы целиком, а в качестве инструмента принуждения прибёг к обструкции отношений Украины и НАТО.

К маю 2018 года конфликт принял характер беспрецедентного в отношениях Украины и её западных партнёров. После очередного, четвёртого по счёту избрания Виктора Орбана на пост премьер-министра, курс на конфронтацию был подтверждён на самом высоком уровне. На своём первом заседании 18 мая новоназначенный кабинет принял всего два постановления — указ о полномочиях членов правительства и меморандум о защите закарпатских венгров, который был тут же направлен членам НАТО и генеральному секретарю организации. В нём шла речь о необходимости пересмотра всего комплекса военной и политической помощи Украине со стороны Североатлантического альянса.

Показательная обструкция, которую и без того скандальный член НАТО устроил самому важному из партнёров блока на постсоветском пространстве начала создавать проблемы США как лидеру этого объединения. В конце мая случилось то, что было расценено в Украине как долгожданный прорыв — американцы вмешались в конфликт, взяв на себя роль посредника. Результатом этого стали серьёзные подвижки в публичной риторике венгерской стороны. Оптимизм украинских комментаторов достиг исторического максимума: в своей статье, увидевшей свет 27 июня, глава внешнеполитического ведомства Украины заявил, что Будапешт отказался от намерения блокировать участие Украины в саммите НАТО. «Похоже, наши венгерские партнёры наконец осознали, что закон меняться не будет», — заявил глава МИД.

На этом фоне как гром с ясного неба грянула весть о том, что ещё 25 мая, втайне от украинской стороны, правительство Венгрии направило генсеку НАТО письмо, в котором сообщило об отсутствии какого-либо положительного результата переговоров и своём намерении по-прежнему блокировать любое решение относительно Украины. Иными словами, титанические усилия украинской дипломатии, а также вовлечение в конфликт США не помогли вывести ситуацию из тупика. По мнению украинских аналитиков есть основания полагать, что имеет место сложная закулисная игра Виктора Орбана, целью которой является выстраивание отношений с Дональдом Трампом.

В своей статье «Венгерский гамбит«, опубликованной 16 июля, автор сделал прогноз дальнейшего развития отношений между Венгрией и Украиной: «Даже если в силу различных обстоятельств Венгрия откажется от дальнейшей конфронтации вокруг статуса венгерского языка, это вовсе не означает завершения украино-венгерского конфликта как такового. Жертва фигуры ради обострения игры или получения преимущества, т.н. гамбит — одна из распространённых форм шахматного дебюта«.

По прошествии трёх месяцев можно утверждать, что этот прогноз оправдался на сто процентов.

Следующий, после провала переговоров об использовании венгерского языка в образовании, шаг Будапешта лежал в совершенно иной плоскости. В конце июля стало известно о появлении в штате МИД Венгрии должности уполномоченного (помощника) министра по вопросам развития Закарпатской области. Это вызвало бурные протесты Киева вплоть до угрозы запретить данному чиновнику въезд в Украину. По мнению официальных лиц и экспертного сообщества Украины такое название должности содержит вызов принципу суверенитета украинского государства и является однозначно неприемлемым.

Со своей стороны венгерские власти утверждали, что в данном случае имело место всего лишь досадное недоразумение. Они не стали настаивать  на своём и согласились изменить спорное название. Несмотря на отказ от дальнейшей эскалации венгры сопроводили вроде бы миролюбивый жест довольно агрессивной риторикой, обвинив украинское государство в пренебрежении интересами своих граждан венгерского происхождения. Ответная реакция МИД Украины оказалась несколько неожиданной. Тематический обзор событий, который был опубликован на «Европейской правде», содержит перечисление множества претензий, которые внезапно возникли с украинской стороны.

«Похоже, что украинский МИД решил перейти в дипломатическое наступление. Если в Киеве расценивают последние уступки Будапешта как признак его слабости и повод поставить мадьяр на место или получить компенсацию за унижение последних месяцев, может произойти очередное бедствие. В такого рода ситуациях очень важна способность вовремя остановиться. Венгрия имеет гораздо больше возможностей причинить вред и дискомфорт Украине, нежели Украина — Венгрии«, — написал автор в сентябрьском обзоре новостей «Западного фронта».

Ещё раньше внимание автора обратила ни на чём серьёзном не основанная уверенность украинских комментаторов в том, что дальнейшая конфронтация идёт вразрез с интересами Венгрии и лично Виктора Орбана. Исходя из этого спорного тезиса, они, в частности, предсказывали согласие венгров переименовать должность «уполномоченного по развитию». «Затягивание с решением конфликта бьёт исключительно по венграм. По обе стороны границы», — утверждал эксперт по вопросам украино-венгерских отношений Дмитрий Тужанский.

Очередной виток конфликта, на этот раз завязанный на проблематику двойного гражданства, не оставил камня на камне от надежд на просветление беспокойных соседей.

Анатомия провокации

19 сентября информационное агентство Укринформ распространило небольшое, меньше минуты видео. На нём запечатлено то, что в сопроводительном материале заявлено как выдача венгерских паспортов гражданам Украины. На экране мелькают сотрудники венгерского консульства в Берегово, бокалы с шампанским, звучат слова присяги на верность Венгрии, венгерский гимн и советы новоявленным венгерским гражданам скрывать свой новый статус от властей Украины.

 

 

Это видео стало детонатором жесточайшего дипломатического кризиса, едва ли не самого острого в истории нынешнего украинского государства. Его этапы отражены в новостной ленте того же Укринформа по тегу «Венгрия».

На сегодняшний день вынуждены вернуться на родину руководитель венгерского консульства в Берегово и глава консульской службы Украины в Венгрии; высшие должностные лица Украины заявили об угрозе для национальной безопасности и признаках вмешательства России в данную ситуацию; наконец, прокуратура Закарпатской области открыла уголовное производство по статье о государственной измене.

Чтобы оценить реакцию официального Киева, стоит вспомнить, что в отношениях с Российской Федерацией до высылки консула (и.о. главы консульства в Одессе) дело дошло лишь летом 2015 года да и то в связи с его неподобающим поведением. В следующий раз российские дипломаты были высланы только в марте 2018 года за компанию со странами ЕС в связи с «делом Скрипаля».

На фоне дипломатического кризиса стремительно развивается не менее масштабный кризис в отношениях венгерского меньшинства Закарпатья с политически ангажированной частью украинского социума. Речь идёт о демонизации венгров, которым «патриотические» СМИ и комментаторы присваивают ярлыки предателей, сепаратистов и пятой колонны. Кульминацией этого процесса стали агрессивные шаги украинских «активистов». По состоянию на середину октября в базу скандально известного ресурса «Миротворец» внесены свыше полутысячи украинских граждан с венгерскими паспортами, а также глава МИД Венгрии Петер Сийярто. В результате прессинга со стороны «активистов» госслужащие из числа украинских венгров начали подавать заявления об отставке.

Необходимо особо заметить, что нашумевшее видео и прочие подробности, всплывшие в ходе скандала, не добавили ничего нового к тому, что было известно о политике Венгрии в части отношений с украинскими венграми. Тематический обзор данного вопроса, подготовленный «Европейской правдой», содержит множество интересных подробностей. Самой интересной является то, что буквально все они не являлись секретом ни год, ни пять лет назад. Более того, украинское государство периодически обозначало своё несогласие с политикой соседей, но не шло дальше ритуальных протестов. Кто бы ни были организаторы видеосъёмки, им было необходимо решить нетривиальную задачу — раздуть скандал из общеизвестных, в общем-то, фактов.

Грандиозные последствия видеоматериалов продолжительностью менее одной минуты не оставляет места для интерпретации случившегося иначе, нежели классической провокации. Причём провокации тщательно спланированной, исполненной и, в конечном счёте, весьма успешной. С высокой долей вероятности мы имеем дело с работой профессионалов. 

Давайте посмотрим на это видео ещё раз. Обращает внимание, что оно бесполезно как свидетельство, как средство задокументировать отражённые в нём правонарушения. Во-первых, оно поразительно, просто неприлично урезано. Торжественная процедура с исполнением гимна и распитием шампанского едва ли могла занять менее получаса. В помещении находилось множество людей, так или иначе нарушавших законы Украины. Однако даже в отношении венгерских дипломатов, по сути, невозможно утверждать ничего  конкретного, настолько всё смазано и невнятно. Во-вторых, по словам знающих венгерский комментаторов по ходу видео звучат слова, которые существенно отличаются от наложенных на него субтитров. Как результат представители правоохранительных структур Украины признали невозможность выдвинуть на основании этого видео обвинения в отношении тех, кто на нём запечатлён.

Кто же мог выступить заказчиком такой хитрой провокации?

Очевидно, мы имеем три варианта ответа этот вопрос: Украина, Венгрия или некая третья сила. Стоит отдельно пояснить, что в данном контексте Венгрия или Украина — это не обязательно институции соответствующего государства. Это могут быть и негосударственные структуры, и частные лица, и даже единичные энтузиасты. Критерием отнесения к тому или иному лагерю является то, чей интерес эти люди отстаивают, на чьей стороне они находятся.

Если бы съёмку видео организовали украинцы, оно содержало бы максимум информации, пригодной для выдвижения обвинений, хотя бы и внеправовых, как это имеет место в случае «Миротворца». Собственно говоря, с точки зрения проукраинских сил смысл во всём этом может заключаться в а) нарушении сложившейся практики замалчивания проблемы и б) провокации сколь-нибудь решительных действий украинского государства. Комфорт попавших в кадр венгров однозначно не может рассматриваться как значимый аспект дела.  Наоборот, чем больше предателей Родины попадёт под раздачу — тем лучше.

Гипотетическая третья сила (россияне, например) должна быть заинтересована в том же самом и точно так же должна быть равнодушной к судьбе попавших в кадр людей.

Но что, если за видеосъёмкой стоят венгры?

В этом случае для организаторов провокации было бы важным не подставить своих, а своими были буквально все люди в кадре. Это объясняет и поразительную краткость обнародованных материалов, и отсутствие зацепок для выдвижения обвинений со стороны украинской Фемиды.

Мотивация для Будапешта провоцировать Украину на всё новые и новые враждебные шаги подробно обсуждалась в предыдущих материалах.  Там же были сформулированы и некоторые возможные сценарии:

«…Стратегия перманентного кризиса, которой, судя по всему, придерживается Венгрия, требует постоянного наличия множества конфликтов. Эти конфликты не должны представлять опасности выхода из-под контроля самой Венгрии, обладать высоким медийным потенциалом. К сожалению, с этой точки зрения Украина едва ли не идеальный противник, от которого венграм будет сложно отказаться…

…С высокой долей вероятности Венгрия будет и дальше придерживаться стратегии конфликтования как способа взаимодействия с Украиной, наиболее эффективного с точки зрения её приоритетов. Попросту говоря, будет искать всё новые причины требовать и давить, давить и требовать. Тема защиты прав венгерского меньшинства в части преподавания на родном языке на сегодняшний день выглядит не самой удачной. Представляется весьма вероятным расширение Будапештом круга своих претензий к украинскому государству. Собственно говоря, ещё в ноябре 2017 года, в самом первом своём выступлении, посвящённом конфликту с Украиной, Виктор Орбан прямо заявил, что перечень проблемных и спорных вопросов не исчерпывается языком обучения для этнических венгров. Помимо этого, речь идёт о двойном гражданстве и реституции церковного имущества«.

Похоже на то, что и этот прогноз оказался правильным.

После начала эскалации официальный Будапешт занял позицию демонстративного отрицания и наличия проблемы двойного гражданства как таковой, и легитимности ответных шагов Киева. Этот нехитрый приём привёл к тому, что именно украинская стороны снова и снова выступает в качестве инициатора очередного витка конфликта.

Дождавшись официального объявления одного из консулов в Берегово персоной нон-грата, венгерский МИД  обратился к США с жалобами на Украину. «Мы ожидаем солидарности США», — сказал Сийярто. Не ограничившись общением с послом США в Венгрии, Сийярто заявил, что обсудит эту проблему с заместителем генерального секретаря НАТО и Государственным департаментом США. Показательно, что в риторике главы МИД Венгрии в отношении Украины зазвучали такие эпитеты, как «тёмная диктатура». Стоит отметить, что экстренная встреча глав внешнеполитических ведомств Украины и Венгрии состоялась именно в Нью-Йорке.

В результате позиция Украины по вопросу двойного гражданства пополнила список причин, по которым Венгрия отказывает Украине в участии как в ЕС, так и в НАТО.  При этом никуда не делись возражения против поправок к «Закону об образовании». Со своей стороны глава Общества венгерской культуры Закарпатья народный депутат Ласло Брензович пожаловался в Брюсселе еврокомиссару по вопросам образования, культуры, молодежи Тибору Наврачичу и президенту Европарламента Антонио Таяни. Он отдельно упомянул кампанию по дискредитации венгров Закарпатья, которая развёрнута в украинских СМИ.

Иными словами, представители Венгрии и украинских венгров солидарно продвигают согласованную позицию, обвиняя Украину в нагнетании антивенгерских настроений и массовом нарушении прав человека.

Пожалуй, наиболее неудачным шагом со стороны Украины стало вовлечение в конфликт негосударственных структур в лице скандально известного сайта «Миротворец». Официальный Будапешт прямо обвиняет руководство Украины, включая президента, в покровительстве «кампании ненависти», кульминацией которой стала публикация персональных данных украинских венгров и самого Петера Сиярто. Использование любых форм агрессивного негосударственного принуждения является безусловным табу для стран Евросоюза. Эскапады «Миротворца», равно как и радикалов, наносят украинскому государству чрезвычайный репутационный ущерб. Это был вынужден признать и глава украинского МВД.

Выводы

По совокупности обстоятельств  наиболее вероятной представляется версия о том, что скандальное видео было подготовлено людьми, действующими в интересах венгерского государства. Стоит ещё раз уточнить, что «в интересах» вовсе не обязательно означает «от имени». Совершенно необязательно, что речь идёт о полномочных представителях Венгрии, т.е. её спецслужбах либо иных государственных институциях. Это могли быть, например, провенгерские активисты. Хотя в рамках той модели конфликта, которая представляется мне наиболее вероятной, субъектом принятия решений с венгерской стороны является лично Виктор Орбан и это оставляет мало места для самодеятельности на местах.

Замысел организаторов съёмки в консульстве Венгрии предельно прост — спровоцировать новые как можно более резкие шаги с украинской стороны, обеспечить дальнейшую эскалацию украино-венгерского конфликта.

Противостояние поправкам к закону «Об образовании» в силу разных причин исчерпало себя. Теперь на передний план выдвинута проблема двойного гражданства. Что касается стычки из-за переименования должности чиновника по вопросам взаимодействия с Закарпатской областью, то, судя по всему, это действительно был случайный несистемный инцидент.

К сожалению, провокация достигла своей цели. Произошла очередная эскалация, конфликт вышел на новый уровень. Более того, есть основания говорить о том, что конфликт окончательно стал необратимым. Могу ошибаться, но более-менее комфортного способа разрешить его больше нет.

Украинское государство оказалось в ситуации, когда любой его ход только ухудшит ситуацию. Продолжая шахматные аналогии имеет место цугцванг.

Попытки «разобраться» с обладателями венгерских паспортов в правовой плоскости неизбежно упираются в два неразрешимых препятствия.

Во-первых, украинское законодательство не содержит норм, которые ясным недвусмысленным образом запрещали бы двойное гражданство. Об этом свидетельствует, например, статья за подписью главы Павла Климкина, которая целиком посвящена этой проблеме.  «Проблема с двойным гражданством выходит за рамки украинско-венгерских отношений», — признаёт глава внешнеполитического ведомства. Заявляя, что «у нас явно назрела необходимость в основательной дискуссии по вопросу двойного гражданства», г-н Климкин, фактически, признаёт и отсутствие легитимности каких-либо претензий со стороны украинского государства к обладателям нескольких паспортов. Если само государство признаёт этот вопрос не имеющим однозначного ответа, какие могут быть претензии к рядовым гражданам? Едва ли ошибусь, указав главную причину такой неожиданной сдержанности известного своими резкими оценками «ястреба».

Наличие нескольких паспортов, во-вторых,  является общепринятой практикой в той социальной группе, которая характеризуется как украинский истеблишмент. Любые попытки официального Киева развернуть кампанию преследования обладателей именно венгерского гражданства с вероятностью, близкой к 100% спровоцирует ответную кампанию разоблачения «предателей Родины» в украинском парламенте, правительстве и спецслужбах. Как участник Шенгенских соглашений Венгрия имеет неограниченный доступ к базам данных о гражданах Евросоюза. Двигаться в этом направлении означает для руководства Украины скорое и предельно унизительное поражение.

Однако спустить ситуацию на тормозах тоже вряд ли удастся. Четыре года нагнетания военной истерии, бесконечные поиски врагов народа и агентов Путина не прошли даром. В Украине сформировалось достаточно мощное, влиятельное и во много самодостаточное сообщество радикальных национал-патриотов, в любой непонятной ситуации требующее решительных действий. И не только требующее, но и предпринимающее такие действия более-менее самостоятельно. В их глаза украинские венгры и Венгрия в целом — ещё одна «пятая колонна», состоящая на содержании у Путина. Целью венгерской политики эта публика считает подготовку аннексии Закарпатья по крымскому сценарию. Единственным действенным способом противостоять такому развитию событий радикальные патриоты считают принуждение, в том числе вооружённое организованное насилие.

Украинские обозреватели озвучивают в качестве одного из решений конфликта оперативное устранение проблемы второго гражданства в Украине. Для этого им представляется достаточным ограничить круг государств, с которыми Украина подпишет соглашения о признании гражданства, исключив из него Россию и её союзников. По большому счёту это выглядит вполне возможным. Более того, такой шаг может быть использован в предвыборной кампании. Возможность иметь гражданство со странами Евросоюза можно подать электорату как исторический прорыв наравне с безвизовым режимом или пресловутым томосом.

Однако такой шаг сам по себе не поможет урегулировать украино-венгерский конфликт в целом. Повторюсь ещё раз — судя по самым разным признакам Виктора Орбана не интересует прекращение этого конфликта. Чтобы достигнуть всеобъемлющего урегулирования за оставшиеся до марта 2019 года время украинской дипломатии нужно совершить настоящий подвиг. В любом случае этот вариант, во-первых, будет восприниматься значительной частью общества как капитуляция перед агрессивной пропутинской Венгрией. Во-вторых, он будет воспринят другими западными соседями Украины как ещё одно подтверждение эффективности ставки на конфликтование.

Приходится снова говорить о том, что Украина не имеет возможности самостоятельно противостоять давлению Венгрии, поскольку не располагает адекватными инструментами принуждения. Ни дипломатические демарши вроде объявления персонами нон-грата представителей недружественного государства, ни даже размещение на границах с ним небольших воинских контингентов не могут рассматриваться в качестве инструментов такого рода. В терминах прикладной модели конфликта всё это суть символические шаги, которые уместны на этапе конфронтации, когда стороны демонстрируют свою волю и готовность к борьбе. А Украина и Венгрия уже миновали эту стадию.

Пришло время внимательно проанализировать плохие и наихудшие варианты развития ситуации, в первую очередь связанные с агрессивными насильственными действиями негосударственных структур.

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s