Друзья!
Представляю вашему вниманию свой очередной opus magnum. На этот раз речь идёт об анализе украино-польского и украино-венгерского конфликтов. В данном случае слово «конфликт» — это не клише, а содержательное понятие, границы которого определены в соответствующем разделе.
Если очень кратко, зимой 2017 года польский истеблишмент решил пусть на время, но отказаться от диалога как основополагающего принципа отношений между нашими странами. Вместо него на передний план вышли инструменты конфликтования, т.е. целенаправленного навязывания своей воли посредством принуждения. Аналогичный выбор осенью того же года сделали и венгры.
Как показали дальнейшие события, украинское государство не имеет ресурсов для эффективного противодействия и вынуждено полагаться на внешнюю поддержку. Однако даже непосредственное вмешательство США не помогло, например, в противостоянии с венгерским государством. Виктор Орбан оказался крепким орешком и очень, очень сильным игроком.

Я не являюсь политологом или исследователем межгосударственных отношений, поэтому выбрал ракурс, связанный с областью своей профессиональной деятельности. Этот конфликт, точнее, ряд взаимосвязанных сюжетов, я описываю и анализирую, опираясь на собственный опыт сопровождения конфликтов в отношениях между компаниями, государством и частными лицами. Мой анализ основан на соответствующей системе взглядов, которую мне в своё время пришлось разработать. Безусловно, инструментарий такого рода имеет границы применимости, но за неимение чего-то лучшего практическую ценность имеет и такой взгляд.
Этот проект занял у меня то ли девять, то ли десять месяцев, поскольку заниматься им приходилось урывками, выкраивая время между работой и домашними хлопотами. Несмотря на такую задержку, мне так и не встретился в открытом доступе сколь-нибудь детальный разбор украино-польского и украино-венгерского конфликтов. Это тем более прискорбно, поскольку в случае конфликта с Венгрией имеются вполне адекватные, на мой дилетантский взгляд, материалы.
Насколько могу судить я первый и пока единственный украинский автор, который описал возможные формы и направления польской экспансии, наиболее вероятные стратегии и контрстратегии сторон. В этом смысле мой опус пока что не имеет аналогов.
Насколько вообще оправдано такое внимание к маргинальным, если верить мейнстримным СМИ и дилерам мнений, сюжетам? Ограничусь двумя цитатами вроде бы довольно влиятельных (я ж не политолог, напоминаю) структур.
Два года назад небезызвестный мозговой центр Stratfor озвучил следующий прогноз развития событий в регионе Восточной Европы на 2015-25 годы:
«(…) We expect Poland to be the leader of an anti-Russia coalition that would, significantly, include Romania during the first half of this decade. In the second half of the decade, this alliance will play a major role in reshaping the Russian borderlands and retrieving lost territories through informal and formal means (выделено мною — Р.Х.).
Eventually as Moscow weakens, this alliance will become the dominant influence not only in Belarus and Ukraine, but also farther east. This will further enhance Poland’s and its allies’ economic and political position».
Несколько необычно, не находите? Каким образом Польша и Румыния могут не просто “изменить границы России”, но вернуть “утраченные территории”? О каких конкретно территориях идёт речь? Разве у них есть общие границы (кроме как у поляков с Калининградской областью, принадлежавшей Германии)?
Вспоминается известный анекдот как «татаро-монголи у Фінляндію через москаликів туди-сюди, туди-сюди…». Только в нашем случае не татаро-монголы, а поляки и венгры, не в Финляндию, а в Российскую Федерацию, и не через «москаликів», а через украинцев.
Если кто-то хочет возразить, что не нужно воспринимать так серьёзно писанину разных там стратфоров, то в 1991 году Сенат США принял (на самом деле — нет. Подробнее здесь. — Р.Х.) заявление №148, в котором сказано буквально следующее:
«(…) Whereas, the annexation of Moldavia, northern Bucovina, and Hertsa was prospectively agreed to in certain secret protocols to a treaty of nonaggression concluded between the Government of the Soviet Union and the German Reich on August 23, 1939;
(…) Whereas, the United States Government has repeatedly stated its refusal to recognize forcible seizure of territory pursuant to the terms of the so-called Stalin-Hitler Pact, including the 1940 Soviet annexation of Estonia, Latvia, and Lithuania;
(…) Whereas, pursuant to article 8 of the Helsinki Final Act `all peoples always have the right, in full freedom, to determine, when and if they wish, their internal and external political status, without external interference, and to pursue as they wish their political, economic, social, and cultural development’:
Now, Therefore, be it Resolved, That it is the sense of the Senate that the United States Government should—
(1) Support the right of self-determination of the people of Soviet-occupied Moldavia and northern Bucovina and issue a statement to that effect; and
(2) Support future efforts by the Government of Moldavia to negotiate peacefully, if they so wish, the reunification of Romania with Moldavia and Northern Bucovina as established in the Paris Peace Treaty of 1920, the prevailing norms of international law, and in conformity with Principle 1 of the Helsinki Final Act».
Ссылочку на сей документ вы найдёте, если внимательно прочитаете раздел «Польский фронт».
Лично для меня двух вышеприведённых цитат достаточно, чтобы сделать вывод о допустимости для американского истеблишмента изменения нынешних границ Украины. Просто в порядке восстановления ситуации, имевшей место до 1939 года.
Надеюсь, мои записки сыграют роль катализатора процессов публичного профессионального обсуждения данной проблемы. У меня не было времени и сил переводить все двести тысяч с лишним букв на украинский, так что если кто-то готов помочь с этим — буду признателен.
Основные материалы
Приложения
Хочу обратить ваше внимание, что я не пытался отразить напрямую в тексте весь тот фактологический материал, который смог найти и обработать. Очень советую не пропускать ссылки, рассеянные по тексту, чтобы получить как можно более объёмную картину. Это, всё таки, аналитика, а не публицистика.
Update: к середине 2019 года стало вполне очевидно, что сделанные мною прогнозы касательно украино-польского конфликта не находят подтверждения. Национал-консервативное крыло польского истеблишмента, олицетворяемое правящей партией Порядок и Справедливость, так и не определилось со своей стратегией. В конце лета 2020 года поляки продолжают занимать пассивную позицию, целиком сосредоточившись на кризисе в Беларуси. Конфликтный потенциал, накопленный в отношениях Украины и Польши никак себя не проявляет.
Напротив, ещё осенью 2017 венгерская года дипломатия с места в карьер взяла курс на принуждение Украины к соблюдению взятых на себя обязательств. По состоянию на начало 2020 года венгры многого добились и демонстрируют готовность восстановить статус-кво, имевший место до принятия Украиной поправок к языковому законодательству. В связи с этим проблематика противодействия именно польскому ревизионизму выглядит малоактуальной. На передний план вышли другие проблемы, включая массовую трудовую миграцию, реституцию собственности жертв Второй Мировой, кризис в Беларуси и другие вопросы, которые нашли отражение в материалах блога.
А пока немного музыки и красивых мужчин, идущих строем. Военнослужащие Войска Польского развлекают жителей Лодзи немного неполиткорректной строевой песней. Осень 2017 года.
«Gdy zwiedzim Warszawę, już nam pilno
Zobaczyć to stare nasze Wilno.
A z Wilna już droga jest gotowa,
Prowadzi prościutko aż do Lwowa»
Enjoy!
Данный текст подготовлен в рамках проекта «Похищение Восточной Европы», посвящённого анализу процессов в регионе ЦВЕ с помощью инструментов конфликт-менеджмента.
©Роман Химич, 2019. Все права принадлежат Роману Химичу (Roman.Khimich@Gmail.com). Коммерческое использование без разрешения автора запрещено. При использовании ссылка обязательна.